Warning: Expiry date cannot have a year greater then 9999 in /home/tvinpix/public_html/system/common.php on line 236
Сайт для семьи - Значение имени Борис

Значение имени Борис

Значение имени Борис

Борис

"борец за славу" (ст. — слав.). Уменьшительный вариант от Борислав



Тайна имени:
          Борис послушный ребенок, он радует родителей своей дисциплинированностью с самого детства. Мальчик не разбрасывает одежду и игрушки, он знает место каждой вещи. В школе учится хорошо, своевременно готовит уроки, при этом находит время погулять во дворе.
          Борис рано становится самостоятельным, он стремится быстрее стать независимым от родителей. Они же с трудом переживают это время. Борис, знакомятся с девушками, не считает нужным представлять их родителям. О женитьбе сына мама с папой узнают в последнюю очередь, накануне свадьбы.
          С супругой отношения складываются гладко. Борис заботливый муж и отец. Он помогает жене в домашних делах, а детям в учебе. Это происходит не всегда, так как много времени приходится посвящать работе. И порой семья уходит на второй план, с чем будущей жене приходится мириться.
          Борис отличается острым умом и чувством юмора. Это человек не жадный и заботливый, ему нравится проявлять себя великодушно. Борис интересуется новостями политики и футболом. Он делает все своими руками, с удовольствием занимается ремонтом квартиры. Мечтает купить загородный участок земли, и получать удовольствие от работы на нем.
          Всех жизненных благ Борис предпочитает добиваться сам. Достигнуть успехов в профессиональной деятельности ему проще, чем многим сверстникам и коллегам. Человек он трудолюбивый, очень увлечен и предан работе. Напряженная трудовая деятельность превращает Бориса во вспыльчивого и раздраженного человека. Впоследствии часто просыпается тяга к алкоголю.

Тайны общения:
          Если вы захотите поделиться с Борисом своими проблемами, он, скорее всего, сумеет вас понять, но едва ли вам полегчает от этого — ведь трудностей у него самого выше головы. Гораздо лучше перевести разговор в веселое русло: это позволит внести в беседу необходимую легкость и взаиморасположение. В споре с Борисом, если уж он возник, неплохо учесть, что сломить его упорство весьма затруднительно; гораздо уместнее не настаивать на своей точке зрения, а просто предложить ее как один из вариантов.

Астрология имени:
          Знак Зодиака имени: Овен.
          Планета имени: Марс.
          Цвет имени: фиолетовый.
          Благоприятное дерево имени: шелковица.
          Заветное растение имени: ирис.
          Покровитель имени: кукушка.
          Камень — талисман имени: аметист.

Православные именины:
          15 (2) мая — Святые благоверные князья — страстотерпцы Борис и Глеб. Святые благоверные князья — страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
          Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
          Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: "Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!"
          Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: "Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам". Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
          После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
          В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
          Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец" (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. "Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые".
          Благоверные князья — страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: "Мне отмщение и аз воздам" (Рим. 12, 19).
          В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
          "С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола". Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья — страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008 — 1035).
          Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев — страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
          6 августа (24 июля) — Борис (в крещении Роман), страстотерпец, князь. Святые благоверные князья — страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
          Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
          Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: "Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!"
          Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: "Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам". Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
          После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
          В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
          Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец" (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. "Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые".
          Благоверные князья — страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: "Мне отмщение и аз воздам" (Рим. 12, 19).
          В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
          "С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола". Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья — страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008 — 1035).
          Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев — страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Молитвы для православных:
          15 (2) мая — День памяти Святых благоверных Бориса и Глеба, исцеляющих болезни рук и ног.
          Молитвы святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу
          Молитва первая
          О двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых, Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.
          Молитва вторая
          О двоице священная, страстотерпцы Борисе и Глебе! Не забудите нас, раб Божиих (имена), но яко заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте; от нечистоты сохраните, от скорби, озлоблений и внезапный смерти избавите. Испросите у Великодаровитаго Владыки нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие. Снабдевайте заступлением вашим приход сей, дом (святый храм) сей и вся чтущия святую память вашу во веки веков.

Народные приметы:
          15 (2) мая — Святые Борис и Глеб Сеятели, Барыш — день, соловьиный праздник. С этого дня начинают петь соловьи.
          Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.
          Соловей поёт всю ночь — будет солнечный день.
          Соловей запел на голые деревья — неурожай на садовину.
          Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную.
          Обычно перед посевом произносили краткую молитву, а во время самого сева молчали.
          Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведёшь лето.
          Сев в этот день полагалось заканчивать: "Не отсеялся на Бориса — с Бориса и сам боронися".
          Если вам сегодня удастся что — то выгодно продать — весь год с барышом будете.
          6 августа (24 июля) — Борис и Глеб Летник. Борис и Глеб — поспел хлеб. К этому времени хлеба полностью поспевали, начиналась страда.
          Бориса и Глеба — паликопна (гроза жжёт копны), поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться.
          На Глеба и Бориса за хлеб не берися. Можно начинать сбор ягод черёмухи.

Шаги в истории:
          Борис Федорович Годунов, царь и великий князь всея Руси, родился около 1551 г., вступил на престол 21 февраля 1598 г., умер 13 апреля 1605 г. Борис начал службу при дворе Грозного, был дружкой на свадьбе царя с Марфой Васильевной Собакиной. Около 1571 г. Борис упрочил свое положение при дворе женитьбой на дочери Малюты Скуратова — Бельского, Ма­рье Григорьевне. В 1578 г. Борис стал уже кравчим, а когда в 1580 г. Грозный выбрал сестру Бориса, Ирину, в супруги царевичу Феодору, Борис был пожалован в бояре. В 1581 г. царь в порыве гнева поразил смертельным ударом своего старшего сына Ивана. Есть известие, что Годунов заступился за царевича и был изранен Грозным; противники Бориса донесли царю, что Борис притворяется больным, но царь Иван, посетивши больного на дому, узнал правду и наказал клеветников. По смерти Грозного при слабом его преемнике большое значение получило боярство. Опасаясь интриг в пользу царевича Димитрия, правители сейчас же после смерти Грозного удалили малолетнего царевича с матерью и ее родственниками Нагими в Углич, назначенный Димитрию в удел отцом. Борис, шурин царя Фео — дора, при его венчании 31 мая 1584 г. был осыпан милостями. Теперь у него не было более соперников: он достиг такой власти, какой не имел ни один из подданных. Все, что делалось московским правительством, делалось по воле Бориса. Он стал настоящим правителем государства и со свойственной ему предусмотрительностью заставлял мальчика — сына принимать участие в приемах послов и прочем, как бы стараясь показать в нем наследника своей власти. Внешняя политика отличалась осторожностью и преимущественно мирным направлением, так как Борис по характеру своему не любил рискованных предприятий, да и страна после Грозного нуждалась в мире.
          Во время правления Бориса усилено укрепление Москвы постройкой Белого города (в 1586 г.) и воздвигнуты каменные стены Смоленска, сослужившие великую службу в Смутное время. Ко времени правления Бориса относится учреждение патриаршества (1589 г.), которое сравняло первосвятителя русской церкви со вселенскими восточными патриархами и дало ему первенство перед митрополитом киевским.
          Внутренняя политика умного правителя имела целью водворение порядка и справедливости, восстановление мощи и благосостояния. Страна уже начинала "от скорби большой утешаться и тихо и безмятежно жить". Во взаимной борьбе классов Борис встал на сторону мелкого служивого люда. Современники говорят о "досадах" его "величайших". Это проявлялось и в области политической — Бо­рис давал ход "худородным" дельцам и служилым людям, отстраняя "великородных", — и в экономической.
          В 1591 г. совершилось событие, имевшее огромное влияние на судьбу Бориса: 15 мая в Угличе погиб царевич Димитрий, причем жители Углича перебили людей, заподозренных ими в убийстве царевича. Следственная комиссия выяснила, что Димитрий, страдавший падучей болезнью, играя в тычку, в припадке упал на нож и зарезался.Народная молва обвиняла в убийстве Бориса. Виноват ли Борис в преждевременной смерти царевича, остается до сих пор темным, однако подозрениями были омрачены все семь лет его царствования и самая память о нем.

Совместимые женские имена:
          Акулина, Анна, Валентина, Валерия, Варвара, Вероника, Доля, Зоя, Инна, Ирина, Клара, Клариса, Лариса, Наталия, Ольга, Светлана, Тамара

Несовместимые женские имена:
          Любовь, Марина, Надежда, Нина, Татьяна, Юлия